Антитело - это ключ ко многим замкам
Некий Дмитрий Иванов при отстаивании специфичности тестов на ВИЧ утверждает, что «антитело — антиген», это «как ключ и замок», то есть одно антитело подходит ровно к одному антигену.
Так как факты не стыкуются с этим утверждением, то существует термин «перекрестная реакция». То есть перекрестная реакция — это якобы редкое исключение, и это исключение можно якобы отследить и дифференцировать от специфической реакции.
Между тем, при знакомстве с литературой складывается ровно обратное впечатление. Перекрестная реакция скорее характерна для антител и, если поискать, то можно найти человеческие белки или белки иных организмов (в том числе микро-), с которыми реагируют даже моноклональные антитела к белкам ВИЧ.
Для примера можно привести одно из моноклональных антител к белку p24 ВИЧ (оно называется CB4-1). Исследователи обнаружили, что данное антитело реагирует с белками бактерий, дрожжей, амеб, кроликов, обезьян и людей в рамках анализа ELISA (аналогичен ИФА-тестам на ВИЧ).
«Molecular Basis for the Binding Promiscuity of an Anti-p24 (HIV-1) Monoclonal Antibody»
Смотрим таблицу 2, столбик «CB4-1 binding»
Интересно в этой таблице то, что одна из «перекрестных реакций» происходит с белком грибов Candida albicans, повышенное размножение которых в организме считается следствием ВИЧ-инфекции.
Вспомним, что тесты ИФА 4-5 поколений содержат в себе в том числе моноклональные антитела к p24 и выявляют наличие p24 в сыворотке. Я не берусь утверждать, что именно антитело CB4-1 содержится в этих тестах, но пример с ним показателен.